Рекомендации учителя-логопеда

Говорим правильно..

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, все те, кто заботится о будущем детей!

Эти советы для вас. В вашей семье растет «особый» ребенок. Вы радуетесь, когда видите, что он научился сидеть, стоять, сделал первые шаги. Вы с нетерпением ждете, когда он произнесет первые слова, вам хочется быстрее с ним общаться, так как вы привыкли, — с помощью речевых средств. Прекрасно, когда это происходит и ребенок приобретает коммуникативные навыки, которые позволяют осознаннее воспринимать окружающий мир. Но что же делать, если ваш любимый ребенок до сих пор не говорит, а только жестами показывает, что ему нужно? Если словарь ребенка составляет всего несколько слов? Как помочь ребенку?

Важно помнить, что любые нарушения речи в той или иной степени отразятся на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – пустить все на самотек и ждать, когда малыш вырастет и заговорит сам. Не тратьте драгоценное время, начинайте заниматься как можно раньше!

Вашему ребенку нужна деятельная помощь, активная созидательная среда, направленная на реализацию его возможностей и потребностей. Научитесь ориентироваться в проблемах ребенка, ищите оптимальные пути решения этих проблем, создавайте для этого условия, выбирайте для своего ребенка результативные средства и способы. В этом Вам должны помочь наши советы и рекомендации. Когда Вы начнете заниматься с ребенком и лучше

поймете цель, к которой стремитесь, то сможете варьировать свои занятия. Не надо выделять для занятий особое время, они должны быть частью повседневной жизни, когда занятия вплетаются в обычный распорядок дня.

Наберитесь терпения, но будьте готовы радоваться тому, как Ваш ребенок осваивает основы речи.

навыки, на которых базируется речь, и те, что им предшествуют, называются доречевыми. Ниже представлены упражнения и игры, помогающие формированию этих навыков.

Зрительный контакт иногда называют взглядом общения. Уделять внимание этому очень важно.

Как заниматься дома:

  • Разговаривайте с ребенком так, чтобы вы могли смотреть друг другу в глаза. Это можно делать, сидя у его кроватки или держа его на коленях.
  • Когда вы смотрите ребенку в глаза, произносите какие-нибудь звуки, улыбайтесь или стройте выразительные гримасы. Пойте песенку, зовите ребенка по имени — в общем, делайте все, что угодно, чтобы привлечь его внимание.
  • Кода ваш ребенок смотрит на вас, расцените это как приглашение к зрительному контакту, улыбнитесь ему, или скажите: «Я тебя вижу».

Когда ребенок научится пользоваться зрительным контактом, помогите ему развить это умение в игре с использованием потешек, игр «Ладушки», «По кочкам, по кочкам», «Сорока- ворона» и другие.

Воспользуйтесь яркой любимой игрушкой ребенка, например клоуном. Вы можете также использовать и звучащие игрушки или сопровождать движение игрушки голосом. Держите возле своего лица игрушку. Когда ребенок посмотрит на вас, пискните игрушкой. Переместите ее на некоторое расстояние и продолжайте смотреть на нее. Особым театральным голосом скажите: «Мяч, посмотри на мяч».

Когда приходит папа, бабушка поверните ребенка к любимому человеку, чтобы он посмотрел на него и скажите: «Смотри, папа (бабушка) ». Когда вы видите, что ваш ребенок смотрит на какой-то предмет, сразу называйте его. Пусть это войдет у вас в привычку. Привлекайте внимание ребенка к объектам живым, необычным голосом или разыскивайте что-нибудь вместе с ним.

Возможность слушать собеседника или нескольких участников разговора зависит от способности определять положение источника звука и слушать этот звук, от слухового внимания.

  • Обеспечьте ребенку возможность слушать самые разные звуки: свистки, колокольчики, хрустящий в ваших руках целлофан, хлопки в ладоши. Поначалу, старайтесь производить звуки прямо перед ребенком, чтобы он мог видеть какой предмет издает звук. Затем расположите источник звука явно сбоку. Если ребенок не поворачивается на звук, скажите, ему: «Слушай». Если ребенок не поворачивается на звук, произведите его снова, поместив источник звука в поле зрения ребенка. Спросите снова: «Что это? », вы можете сказать: «Посмотри на это».
  • Если вы видите, что ребенку трудно повернуться на звук, поместите его к себе на колени лицом к источнику звука. Когда звук замолкнет, скажите: «Ты слышал это? » Сами поверните ребенка к источнику звука.
  • Играйте с такими знакомыми звуками, как звонок в дверь, лай собаки, любимая песенка, Наблюдения за ребенком покажут, как он ведет себя, когда что-то слушает. Комментируйте звуки такими словами: «Ты слышал музыку. Какая приятная музыка».
  • Позвоните по телефону бабушке или знакомым и дайте ребенку послушать ее голос. Когда ребенок слушает, говорите: «Это бабушка говорит по телефону. Хорошо слушать бабушку».
  • Сделайте источником звука свой голос. Зовите ребенка по имени, издавайте разные звуки, способные привлечь его внимание. При этом можно двигаться по комнате. В такой ситуации ребенок сможет упражняться в умениях локализовать звуки и слушать их.
  • Стремитесь к тому, чтобы ваш малыш все дольше и дольше внимал звукам. Пойте более длинные песенки, увеличивайте время бесед с ним.

Дети учатся, главным образом, подражая тем, кто их, окружает. Обычно, прежде чем научиться имитировать звуки речи, дети пытаются имитировать движения. И хотя непосредственно это не связано с развитием речи, работать над имитацией движений полезно, так как при этом ребенок овладевает ценными навыками подражания. Как только он научится свободно и независимо от других частей тела двигать руками, вероятнее всего он будет готов отрабатывать умение имитировать движение.

  • Машите рукой на прощание, хлопайте в ладоши.
  • Дотрагивайтесь до носа, до пальцев ног.
  • Кладите руки на голову, поднимайте и опускайте голову, качайте головой в разные стороны, облизывайте губы, надувайте щеки.
  • Открывайте рот, плотно сжимайте губы, поджимайте губы, чмокайте губы.
  • Надуйте щеки и издайте звук лопающегося пузыря: «Поп»
  • Погладьте кругообразными движениями свой живот, потрите его и скажите: «Мм — мм».
  • Поднимите руки вверх и скажите: «Вот такой большой».
  • Помашите рукой и скажите: «Пока».
  • Повозите машинку со звуком — р-р-р-р.
  • Подвигайте по столу игрушечную собачку и скажите: «Гав — гав».

Для детей есть много песенок, где используются движения рук. Можете обратиться к специалистам и они подберут вам материал для занятий с вашим ребенком.

  • Чмокайте губами и демонстрируйте звуки поцелуев, пошлите воздушный поцелуй.
  • Демонстрируйте звуки чихания, кашля. Демонстрируйте звуки пылесоса, мотора, клаксона, зевания, плача.
  • Если вашему ребенку трудно имитировать или инициировать игру со звуками, попробуйте играть со световой игрушкой — устройство, которое реагирует на звук. Свет у такой игрушки зажигается в тот момент, когда ребенок начинает издавать звук, и горит столько, сколько продолжается вокализация.

Когда ребенок начнет делать первые попытки имитировать слова, вы можете переходить к имитации звуков речи.

Как заниматься дома:

  • Произносите по отдельности любые звуки речи и повторяйте их. Например, «бабаба», «папапа», «татата», «лалала». Старайтесь варьировать звуки, которыми вы пользуетесь, но если какой- то звук, скажем «в» или «п», особенно занимает вашего ребенка, то задержитесь на нем. Легче всего начать со звуков «п», «б», «м», ребенок легко увидит, какие движения губами вы делаете при их произнесении.
  • Выберите один гласный звук и работайте над ним, меняя интонацию. Например, произнесите: «Ааааа», меняя мелодию. Делайте это по очереди, следя за тем, чтобы и ребенок инициировал этот «диалог».
  • Произносите знакомые слова: «мама», «папа», имя брата или сестры и другие. Если ребенок сам начинает произносить слово, радостно отреагируйте на это. Не забывайте, что имитация может быть приблизительной, так слово «бабушка» превратится в слово «баба». После того, сымитирует произнесенное вами слово, непременно дайте ему правильный вариант произношения, однако, корректировать произношение ребенка в этот период не надо. Скажите: «Бабушка, ты сказал бабушка»
  • Когда ваш ребенок научится имитировать звуки речи, подождите, пока он «произнесет» свою речь, затем скажите: «А сейчас я», или «А сейчас мама»

Жесты или телодвижения, которые используются во время общения, иногда называют социальными знаками. Обычно это приветственный жест рукой — «здравствуйте», прощальный жест — «пока», пожатие руки, кивок- головой — «да», покачивание головой из стороны в сторону — «нет», воздушный поцелуй.

Как заниматься дома:

  • Отрабатывайте приветственный жест рукой. Используйте приветственный жест каждый раз, когда видите незнакомого человека, или новый предмет. Просите ребенка: «Скажи бабушке привет» и т. д.
  • Подобным же образом практикуйтесь в отработке жеста «пока». Побуждайте ребенка махать рукой, говоря: «Скажи пока папе, тете.
  • Возьмите одевающуюся на руку куклу и, когда она появится, просите ребенка, поздороваться с ней.

В период развития речи, предшествующий произнесению первых слов, дома нужно организовать множество стимулирующих занятий, исследовать мир вокруг ребенка вместе с ним и радоваться вместе со своим ребенком многочисленным возможностями для общения с ним.

Дети пытаются выразить желания, жестикулируя, указывая, рисуя предмет и так далее, то есть любым способом, во что бы то ни стало, стараются общаться. Ребенок растет, и этих способов уже не хватает для общения. Нам нужно дать такие средства общения, которые не станут препятствием для развития способности говорить. Учитывая ограниченные возможности формирования речи у детей с отклонениями в развитии, особое внимание следует обратить на традиционные (жесты, мимика, интонации) и нетрадиционные (пиктограммы) средства коммуникации. Невербальные средства коммуникации позволяют не только усилить и уточнить эффект произносимой речи, но рассматриваются специалистами как частично заменяющие речь и стимулирующие ее развитие.

Сочетая невербальные средства коммуникации и звуки речи, ребенок продвинется в освоении языка, даже если он к этому времени еще не готов заговорить, и тем самым преодолеет отчаяние от невозможности быть не понятым. Комбинированное использование средств невербальной коммуникации и речи облегчает развитие навыков общения. Научные исследования и опыт работы доказали, что этот способ общения помогает детям научиться говорить. Метод невербальной коммуникации направлен на использование сильных сторон ребенка с отклонениями в развитии, поэтому их следует обучать комбинированному использованию неверебальных средств и речи как языковой системы, облегчающей переход к устной речи.

«Кто он?  УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД…»

Кто он? Почему его так боятся многие родители? Почему родители с таким предубеждением относятся к УЧИТЕЛЮ-логопеду и не хотят вести к нему ребенка?

Все педагоги единогласно утверждают, что сейчас очень много детей с нарушением речи. Чем это вызвано сказать трудно. Но самое плохое кроется в том, что многие родители не понимают сложности проблемы и не обращают внимание на нарушения речи у детей. Считают, что все пройдет само собой. И это очень опасное заблуждение.

Уважаемые родители, если у Вашего ребенка неправильно или плохо растут зубки, Вы что будете делать? Поведете малыша к врачу. Будете делать то, что скажет доктор: лечить, удалять, поведете к ортодонту и т.д. Правильно? Если врач из детского сада направит вашего ребенка к хирургу, кардиологу, лору, вы поведете малыша? Наверняка. Так почему же, когда воспитатель, психолог, учитель советуют Вам показать малыша логопеду, Вы отказываетесь и обижаетесь? Многие учителя и воспитатели часто встречают такую реакцию родителей. А почему? Чем же страшен и опасен учитель-логопед?

Для каждого родителя его ребенок самый лучший, самый любимый. Мы прощаем ему различные промахи, не замечаем недостатки. Педагог же видит ребенка в коллективе таких же детей и сразу замечает, если что-то у малыша не так, как должно быть. Сейчас очень часто встречаются у детей различные нарушения речи, которые может исправить только логопед. Дорогие родители, если Вам советуют посетить логопеда, не пугайтесь, не возмущайтесь, а берите малыша и сразу, без промедления бегите к нему. Поймите, предназначение учителя-логопеда – помочь Вашему ребенку, научить его правильно слышать звуки и видеть буквы, читать слова. Когда у ребенка ранка, мы ее видим и чувствуем. Если что-то нарушено в животе, он болит. Когда нарушена или не сформирована речевая деятельность, то ничего не болит, ничего не видно, т.к. все спрятано под кору головного мозга и никак не проверишь. Только специалист может определить уровень развития речи и помочь преодолеть какие-то нарушения.

Логопед занимается, как правило, один на один с малышом и учит его правильно слышать и произносить звуки, читать и писать буквы. Даже если ребенок правильно произносит звуки, еще не значит, что все в порядке. Часто трудности начинаются в школе, когда дети учатся читать и писать диктанты. Если ребенок при чтении пропускает буквы, заменяет букву другой, при письме пропускает гласные или согласные, добавляет лишние буквы, пропускает мягкий знак, значит срочно нужно проконсультироваться с логопедом. Не ждите, что все пройдет. Само по себе ничего не проходит. Нужны специальные упражнения для того, чтобы связь между слышу–пишу и вижу-читаю установилась правильно. Помогите своему малышу! Ведь неправильно установленные связи закрепляются, мешают ребенку хорошо читать и писать, понимать текст, что создает различные комплексы у ребенка, негативное отношение к учебе.

Когда ребенку трудно идти, родители помогают. Когда у ребенка плохо получается зашнуровывать ботинки, родители помогают. Когда малышу трудно произнести слово или звук, трудно читать и писать, почему многие родители отмахиваются, не помогают ему? Потому что не умеют и не знают как. Вот для этого и существует такой хороший специалист, как логопед. Не учитель, не воспитатель, а логопед. Логопед не делает уколы, не режет, не зашивает, он только учит правильно произносить звуки, слышать и различать их. Поэтому, если Вы заметили, что малыш не все звуки произносит чисто, не ругайте его, а помогите, сводите к логопеду, проконсультируйтесь у него. После консультации не ленитесь, выполняйте все задания логопеда и тогда Вы избежите многих проблем в школе. Не так страшен учитель-логопед, как многие думают, на самом деле он обаятельный и симпатичный, а самое главное – нужный, очень нужный вашему малышу.

Развитие речи в онтогенезе

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.

Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку.

Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление — «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.

Гуление — представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.

Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.

Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.

Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.

Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усыновления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормальных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессивностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблемного развития личности.

Следующая стадия лепет, и длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.

При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.

К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.

К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.

Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.

К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук — неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.

Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста учителя-логопеда. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.


Проверьте слух вашего ребенка

Слабый слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости.

Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченным, он может трагично отразиться на судьбе ребенка.

Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех деталях, чтобы понимать речь. Если разговор ведется на достаточно знакомом языке, то невоспринятые слухом элементы слов дополняются по смыслу, по догадке. Именно поэтому даже подчас значительное снижение слуха мало отражается на общении и деятельности взрослого человека.

Совсем иное положение у маленького ребенка, который при помощи слуха не только общается, но и овладевает речью, учится произносить слова.

Решающее значение в этом процессе имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух понижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других — слышит их не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас.

Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.

Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение.

Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они сторят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят «тани» вместо «сани», путают звонкие и глухие («пумака» вместо «бумага»), свистящие и шипящие («сапка» вместо «шапка»).

Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.

Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными. Страдания ребенка начинаются, когда он поступает в школу. Грамотой он овладевает с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, «не узнает» слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано «зима», а он знает слово «димА».

Но этого мало. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла.

Даже при небольшом, но рано возникшем понижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, «ля кулял» вместо «я гулял».

Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваимаости. Порой, не проверив слух, этих детей переводят в щколы для умственно отсталых, но и здесь они тоже не успевают все по тем же причинам.

Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя замечены.

Как только обнаружена задержка развития речи, можно попытаться самим проверить слух. Для этого поставьте ребенка спиной к себе на расстоянии 5-6 метров и произнесите шепотом хорошо знакомые ему слова. Шепот не должен быть утрированным. Прежде, чем произнести слово, необходимо сделать полный выдох.

Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают такой шепот. Если ребенок не слышит на таком расстоянии, нужно постепенно приближаться к немудо тех пор, пока он сможет повторить все сказанные вами слова.

Но, допустим, шепота ребенок не разбирает. Отойдите от него снова на то же расстояние и произносите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удается установить, на каком расстоянии ребенок слышит нормальную речь.

Заподозрив, что ребенок плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить лечение, а если понадобится, то и укажет, какой звукоусиливающей аппаратурой следует пользоваться.

Если ребенок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости, на расстоянии 3-4 метров, можно в домашних условиях помочь развитию его речи и предупредить неуспеваемость в школе. Ребенка, способного слышать нормальную речь, хотя бы у ушной раковины, желательно определить в специальный детский сад, а затем он сможет обучаться в школе для слабослышащих и позднооглохших детей.

Ребенка, у которого установлено нарушение слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

Подбирайте короткие, двух-, трехсложные слова и предлагайте ребенку повторять их вслед за вами. Иногда приходится проделывать это по нескольку раз, прежде, чем удается добиться результата. Чтобы малыш не утомлялся и не избегал этих занятий, вначале придавайте им вид игры, проводите их во время прогулки, при выполнении несложных поручений и т.п. Впоследствии можно наладить систематические занятия от 15 до 30 минут, во время которых с ребенком припоминают уже известные ему слова и выражения и дают небольшое количество новых слов.

Слабо слышащего ребенка необходимовозможно раньше научить читать. Нет надобности рано учить письму — вместо этого лучше складывать из букв разрезной азбуки хорошо знакомые слова. Таким способом ребенок усвоит чтение, которое поможет ему с большей точностью овладеть звуковым составом слова.

Начав с отдельных слов и коротких предложений, постепенно переходите к рассказам по картинкам и к чтению детских книг. Очень полезно также прослушивание детских музыкальных пластинок. Проигрывайте одни и те же пластинки часто, чтобы ребенок научился узнавать их. Следует помнить, что отклонения в развитии речи, а значит, и в общем умственном развитии иногда возникают из-за самых незначительных нарушений слуха.

Если ребенок слышит шепот на расстоянии меньше 5 метров, это уже может отразиться на его успеваемости, и, чтобы предупредить такое отставание, с ним необходимо заниматься.

Конечно, советы, изложенные в статье, носят общий, ориентировочный характер. Более конкретные указания дадут врач-отоларинголог, а также специалисты по обучению плохо слышащих детей. Во многих областных центрах Российской Федерации имеются детские сады и школы для глухих и слабо слышащих детей; с работниками этих учреждений тоже можно посоветоваться.

Для определения ребенка в специальную школу следует обратиться в местные органы: в областные или городские отделы народного образования. В школу для глухихпринимаются полностью глухие дети и дети с небольшими остатками слуха, в школу для слабослышащих — только слабо слышащие дети с отклонениями в развитии речи. Дети, у которых слух нарушен, но речь развита нормально, могут обучаться в обычной школе.

Специальные школы для слабослышащих детей работают по обычным школьным программам. Но, кроме того, дети обучаются речи, а если нужно, то и чтению с губ. Для улучшения слухового восприятия применяется звукоусиливающая аппаратура: индивидуальная и общеклассная. Кроме того, здесь ведутся занятия, способствующие развитию слухового восприятия.

Итак, будьте внимательны к ребенку! Если у него поздно развивается речь или он плохо успевает в начальных классах школы, проверьте его слух.

Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребенка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы обучения.

«Словесные игры как средство развития речи дошкольника». 

Советы для родителей

 В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители играют значительную роль в обогащении словарного запаса детей, и могут это делать ненавязчиво в процессе повседневной жизни. С детьми старшего дошкольного возраста, а порой и с младшими школьниками полезно играть в так называемые словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте. Хочу привести примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей.

  1. «Противоположности»

Вы называете слово, задача ребенка — назвать в ответ слово, противоположное по значению. Примеры: холодный — горячий, добрый — злой, высокий — низкий, день — ночь и т. д.

  1. «Каким бывает? «

В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т. д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.

  1. «Что бывает? «

Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т. д.

  1. «Новые слова»

В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.

  1. «Буриме»

В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих:

Птица важная ворона,

К лицу была бы ей корона.

Прежде чем предлагать ребенку поиграть в «Буриме», надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.

  1. «На одну букву»

Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.

  1. «Я знаю»

В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница». Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т. д.

Как провести выходной день вместе с детьми?

Выходной день – это день для отдыха, для общения с детьми. Устройте детям интересный выходной. Пусть он войдёт в традицию, а, чтобы было интересно и увлекательно, воспользуемся несколькими идеями.

Что делать?

  1. Творите!

Придумайте с ребенком поделку-аппликацию. Вспомните и об известном и распространенном оригами. А можете просто сшить куколке платье или юбку. Или смастерить из спичечных коробков робота.

  1. Рисуйте!

Попросите ваше чадо нарисовать семью. Я думаю, вас обрадует полет его фантазии!

  1. Настольные игры.

Для обучения счету очень рекомендую игру в «магазин». Если вы учите цифры – в игровой ситуации все это пройдет быстрее и веселее.

  1. Почитайте книгу или вместе посмотрите хороший детский фильм.
  2. Устроить субботник.

Уверена, что и соседские ребятишки с удовольствием присоединятся к игре — кто больше всех соберет листьев, снега во дворе. Или можно вместе с детками высаживать деревья, цветы и потом наблюдать, как они растут.

А что же делать зимой, когда многие «летние» забавы не актуальны? Да много чего! Можно сообща (дети и родители) построить снежную горку, а потом кататься с нее. Или залить каток и тоже использовать по назначению. А как вам идея пойти на уже готовую достаточно большую горку и устроить гонки на санках (участвуют две команды?

  1. Наблюдаем за звездами.

Для начала купите карту звездного неба. Вечером устройтесь поудобнее в уголке, где открывается небо, и ищите знакомые и незнакомые созвездия. Можете придумывать им свои названия, можете дарить их друг другу. Немного свежего воздуха перед сном помогут вашим деткам быстрее и спокойнее уснуть.

  1. Лепка для детей из теста

Лепка для детей из теста не менее увлекательное занятие. Соленое тесто – довольно приятный на ощупь, а главное полностью натуральный материал для лепки. Но его в магазине не купишь. Его нужно сделать дома самостоятельно. Для этого смешайте 1 стакан муки и полстакана мелкой однородной соли, а затем потихоньку добавьте полстакана горячей воды. Тесто не должно липнуть к рукам и пачкаться. Разделите готовое тесто на части и добавьте в каждую из частей натуральный краситель в виде свекольного сока, зеленки или синьки. Можете также использовать другие пищевые красители, которые можно приобрести в любом супермаркете. Вам придется потратить немного времени, но зато хранить готовое тесто можно в течение 2 недель. Запас, как видите, довольно приличный.

  1. Пальчиковый театр

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в пальчиковый театр, создавая интересные представления по мотивам любимых сказок. При этом пальчиковые куклы могут быть изготовлены из любых подручных материалов. Можно даже нарисовать лица героев прямо на пальцах ребенка, используя специальные гипоаллергенные фломастеры. Игра в кукольный театр не только развивает у детей мелкую моторику рук, но также влияет на их дикцию и артистизм.

  1. Домашние обязанности

Обязательно поручайте ребенку домашнюю работу. Домашние обязанности ребенка позволят воспитать собранного и ответственного человека. Но и ребенок должен видеть, что в ответ на его старания, и Вы прилагаете свои усилия. Для малыша будет очень полезно научиться ответственности. Обязанности ребенка дома не должны быть сложными. Но по мере роста и развития малыша, ему можно поручать все более и более ответственные задания. Такое доверие с Вашей стороны сделает ребенка счастливым, а отношения в Вашей семье близкими и дружными.

Как бы вы не решили провести выходной день, самое главное — это то, что вся ваша семья весь день будет вместе и на семейном климате это отразится только благоприятным образом!

«Автоматизация звуков в повседневной жизни»

Каждый родитель мечтает о правильной, «чистой» речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, предложениях, текстах, и самое главное — в бытовой речи. Этот этап работы над звуком называется автоматизацией. Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: на занятиях у логопеда ребёнок произносит звуки правильно, но выйдя за порог логопедического кабинета тут же забывает о своём звукопроизношении и дальше общается на своём привычном языке, как будто и звуков-то никогда не произносил! Это вполне понятно и объяснимо — тонус артикуляционной мускалатуры все еще ослаблен, и ребёнку требуется постоянно прилагать некоторые усилия для правильного произнесения звука. К тому же необходимо постоянно следить за своей речью, а это уже процесс самоконтроля. который у ребёнка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Именно поэтому при автоматизации звука в речи, неоценимо важной становится роль родителей. Ведь именно они, общаясь со своим ребенком «один-на-один», имеют возможность постоянно контролировать его речь. Это постоянное наблюдение за речью ребёнка, тактичное и ненавязчивое исправление неправильно произносимых звуков, способствует тому, что работа по автоматизации будет быстрой и успешной.

Зачастую «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочется заниматься дома! Отказывается говорить правильно! «. Возможно причина заключается в том, что у малыша не всё получается сразу и именно это вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях надо подбодрить ребёнка, рассказать о том, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушать веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится.

Все дети разные и задача родителей заключается в том, чтобы найти правильный подход к своему малышу. Родителям необходимо научиться «правильно», с особой осторожностью, указывать на ошибки детей. Вот несколько вариантов:

-надо обязательно рассказать своему ребёнку о том, как Вам приятно слышать правильно произнесённые звуки и слова. Услышав а речи сына или дочери неправильно произнесенный звук нужно тактично попросить порадовать Вас и произнести неправильное слово еще раз, но уже «красиво».

-можно «удивиться» куда же пропал правильный звук? Затем ненавязчиво предложить отыскать «потеряный» звук и произнести слово еще раз.

-порой можно исправить ошибку в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. Т. е. малыш неправильно произнес слово-взрослый тут же утрированно чётко повторяет это слово.

-хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.

Уважаемые родители, вспомните своего ребёнка, когда он был годовалым малышом и учится ходить. Он делал первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживал равновесие, покачивался, напряженно двигал ручками. но он был доволен и горд! Мало кому из родителей пришло бы в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? «. Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно! » Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится «правильно» говорить.

Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать какие-либо речевые задания или упражнения. некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, и не всегда эффективен. Можно заставить его механически повторять, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка.

В общении с ребенком необходимо избегать: слов «нет» и «нельзя», готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь-постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких праздников.

Первостепенным требованием к поступающим в школу, является сформированность речи. Поэтому работать нужно уже сейчас. невзирая на то, что всегда находится «1000 неотложных дел». Контролируйте речь своего ребёнка, помогайте ему развивать привычку пользоваться своей новой «красивой» и правильной речью. Ведь на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во многом раз больше времени и сил.

«Отучить ребенка от пустышки – как, когда и почему»

Активные сосательные движения совершенно обязательны для младенца. Сосание – врожденный безусловный рефлекс. Ритмические действия оказывают мощное активирующее влияние на все отделы мозга ребёнка. Если сосательный рефлекс по каким-то причинам в этом возрасте не удовлетворён, (чаще всего это бывает при неправильном искусственном вскармливании ребёнка), малыш беспокоится и тянет в рот всё подряд – свои пальцы, уголок одеяла, формируя привычку, от которой позже будет трудно избавиться, и с которой позже вся семья будет бороться. Хорошая пустышка для таких детей особенно необходима, она не только успокоит малыша, но и поможет разработать двигательные мышцы языка и нижней челюсти. К её выбору следует отнестись серьёзно — обычная пустышка с широкой шейкой оказывает неблагоприятное влияние на развитие нижней челюсти и формирование прикуса. Для профилактики зубочелюстных нарушений лучше пользоваться разработками стоматологов и ортодонтов – ортодонтическими пустышками «Дентистар» и «Дентимакс». Благодаря своей конструкции эти пустышки действительно являются профилактическими.

Но уже после года от любой пустышки пора отвыкать. Активные сосательные движения необходимы ребёнку только в течение первого года. Длительное сосание не только деформирует прикус, что мешает потом формированию правильного произношения, но и тормозит протекание нервных процессов, т.е. сказывается на психическом развитии ребёнка.

Конечно, для расставания с пустышкой нужно выбрать спокойный и стабильный период жизни ребёнка. Малыш должен быть здоров и в его жизни в это время не должно быть никаких других существенных изменений. Ортодонты советуют отвыкать от пустышки в возрасте от 8-10 до 15-18 месяцев – в это время у ребёнка формируется жевательный рефлекс и отказаться от пустышки ему и физиологически, и психологически легче. Чтобы ребёнок правильно научился жевать, по мере прорезывания зубов ему нужно давать более густую, а затем и твердую пищу. После того как прорежутся первые боковые зубы, лучше предлагать ребенку не протёртую пищу, а готовить для него тушеные овощи, нарезанные небольшими кусочками.

В 2 года, когда все молочные зубы уже прорезались, а ребёнок всё ещё сосёт пустышку, вероятность формирования у него открытого прикуса, по мнению специалистов, увеличивается до 96%. Просто запретить малышу пользоваться привычной пустышкой, вероятнее всего, не получится. Место пустышки во рту тут же займёт палец. А отучить ребёнка от этой привычки будет ещё сложнее и не у всех родителей получится — примерно 20% детей в первом классе всё ещё сосут палец. И пустышка, и палец во рту всегда приводят к деформации зубных рядов и нарушениям челюстно-лицевого развития.
  К сожалению, не все знают, что в настоящее время существует достаточно простой способ справиться с этой проблемой. Немецкая компания DR.HINZ-DENTAL разработала новую разновидность вестибулярных профилактических пластинок – эластичную силиконовую пластинку Stoppi® (Стопи). Вестибулярная пластинка Стопи (Stoppi) помогает отвыкнуть от вредных привычек сосания. Пластинка сделана из безопасного и гигиеничного силикона, она не раздражает слизистую рта и помогает зубкам ребенка расти здоровыми, ровными и красивыми. 

 
 
 
 
 
 
 
 
Для детей старшего дошкольного возраста
 

Цель: Развитие экспрессивной речи. Формирование обобщающего понятия «Космос». Расширение глагольного словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие Презентация “О космосе”
 

Цель: Развитие экспрессивной речи. Формирование обобщающих понятий «Наш город. Улица. Дом».«Посуда».«Мебель» Расширение глагольного словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

Презентация “Мой дом”, Презентация“Предметы в доме”, Презентация “Посуда”, Презентация“Мебель”
 
Цель: развитие глагольного словаря Презентация “Что делают дети?”
 

Цель: Развитие экспрессивной речи. Закрепление обобщающего понятия «Профессии». Расширение и обогащение глагольного словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

Презентация “Профессии людей”, Презентация “Профессии и их атрибуты”, Презентация “Чем пахнут ремесла?”
 
Презентации по лексическим темам: “Мой дом, мебель, космос, профессии”: